Алмаз

Бриллианты — вечный дар любви… Бриллианты — навсегда…
Девиз компании «Де Бирс»

Самый сверкающий, самый лучезарный, самый твердый, самый великолепный и всегда самый модный из всех драгоценных камней. Самый, самый, самый… Король в иерархии царства минералов. Он вне конкуренции. Неоспоримость этого факта подтверждали не только обладавшие им коронованные особы и нефтяные шейхи. Он по сей день служит символом и залогом любви и считается самым желанным подарком к свадьбе или помолвке.
Судя по древним религиозным текстам, этот замечательный минерал был известен здесь еще за три тысячелетия до н. э. В Древней Индии ему поклонялись как святыне. Ему приписывали свойства отгонять злых духов и исцелять болезни.
Племени, владеющему алмазом, должен был сопутствовать успех на охоте и в бою. Перед прорицаниями брахманы клали его под язык, чтобы усилить способность предвидеть будущее.
Распространение алмазов за пределами Индии историки связывают с завоевательными походами Александра Македонского.
В одной из легенд описана заполненная алмазами яма, охраняемая змеей, которая одним взглядом испепеляла все живое. Предприимчивые македонцы подставили чудовищу зеркало, и змея погибла, пораженная собственным отражением. На самом деле, все обстояло гораздо прозаичнее: алмазы попали в руки мародеров при разграблении храмов и сокровищниц восточных повелителей.
Точно неизвестно, в какой части света, какой народ, в какое время впервые обратил внимание на алмаз. Вероятно, как и большинство важных для человечества открытий, оно было сделано в разных местах земного шара. Это произошло и в Индии, и в Африке, и в Южной Америке.
А с тех пор как люди научились обрабатывать, полировать и шлифовать алмазы, камни стали еще более яркими, их цветовая игра усилилась, до конца раскрылась их природная красота. Алмаз, превращенный в бриллианты, стал цениться еще более высоко.


Графит и алмаз — фантазия природы
Из всех известных драгоценных камней простой по химическому составу: он состоит только из одного элемента — углерода. Можно сказать, что природа превзошла саму себя, когда создавала из одного и того же элемента два столь разных вещества, как твердый, блестящий, прозрачный алмаз и мягкий, жирный на ощупь, непрозрачный графит.
Это, пожалуй, единственный в природе случай, когда аллотропические формы одного и того же элемента так резко отличаются друг от друга. Алмаз — твердейший из всех известных веществ. По шкале Моо‐са он стоит на первом месте. Тверже алмаза в природе ничего нет. Графит — один из самых мягких минералов. Он легко оставляет след на бумаге, и поэтому из него изготавливают грифели для карандашей. Плотность алмаза — 3,51 г на см3, графита — 2,26 г на см3. Графит — прекрасный проводник, алмаз же обладает высоким электрическим сопротивлением. Алмаз сияет всеми цветами радуги, графит тускл и невзрачен.
Почему же они такие разные? Все дело в кристаллической решетке. И тот, и другой обладают кристаллической структурой. Элементарная ячейка структуры алмаза имеет форму куба. В каждой вершине этого куба расположено по атому. По одному атому находится в центре каждой грани, четыре — внутри куба. Эти четыре атома, находящиеся внутри куба, принадлежат ему безраздельно и составляют душу кристалла. Каждый из атомов, расположенных в центрах граней, является общим для двух ячеек, а каждый из атомов, находящихся в вершинах куба,— общим для восьми ячеек. Кубическая система — самая плотная упаковка атомов.
Атомы графита расположены как бы слоями, состоящими из правильных шестиугольников. Из‐за своей слоистой структуры графит легко расщепляется на чешуйки. Поэтому его твердость несоизмерима с твердостью алмаза. Он легко поддается воздействию химических реактивов, в то время как алмаз не растворяется даже в царской водке. Алмаз не подвергается химическому превращению в условиях земной поверхности на протяжении сотен миллионов лет.
Несмотря на свою чрезвычайную твердость, алмаз хрупок. Он сравнительно легко раскалывается по так называемым плоскостям спайности, где межатомные связи относительно слабы по сравнению с другими ориентациями. По этой причине нельзя стучать стеклорезом по стеклу, иначе можно повредить алмаз. Твердость алмаза не одинакова даже в пределах одной и той же грани.
По преданию, некий индийский раджа предложил своему рабу свободу, если тому удастся разбить алмаз ударом тяжелого молота о наковальню, в противном случае ему грозила казнь. Раб с ужасом отказался от этого предложения, а ведь мог получить свободу.
Об этом свойстве алмаза — раскалываться от удара — не было известно Плинию Старшему, который был первым ученым, поведавшим миру об удивительных свойствах алмаза. Ни одна книга о минералах и драгоценных камнях не обходится без ссылок на этого ученого древности.
По свидетельству современников, Плиний все свободные от государственной и военной деятельности часы посвящал научным и историческим исследованиям. Его «Естественная история» в 37 книгах — это своеобразная энциклопедия, содержащая обширные сведения по биологии, географии, медицине, минералогии и многим другим разделам науки.
Раздел «Естественной истории», посвященный алмазу, Плиний начинает так: «Величайшую цену между человеческими вещами, а не только между драгоценными камнями имеет алмаз, который долгое время только царям, да и то немногим, был известен». Эта фраза не может не вызвать удивления, но не следует забывать, что написана она около двух тысяч лет назад. «Твердость алмаза несказанная, — писал Плиний.— Он так сопротивляется ударам о наковальню, что железо с обоих концов разлетается, а сама наковальня нагревается. Чем же можно одолеть сию несокрушимую силу, противодействующую сильнейшим вещам в природе — железу и огню? — вопрошает Плиний и глубокомысленно отвечает:— Алмаз разламывается от козлиной крови и не иначе, как будучи отмачиваемый в свежей и теплой».
Предвидя возможное недоумение читателей, Плиний сам ставит вопросы:
«Какому гению и какому случаю следует приписать данное открытие? Кто надоумил затеять столь странный и таинственный опыт с поганым животным?» И дает ответ: «Автором этого благодеяния следует признать божество».
У многих последующих исследователей описанный Плинием способ обработки алмазов с помощью козлиной крови вызвал удивление. Очевидно, этот рецепт был вывезен с родины царя камней — из Индии, где козел считался жертвенным животным. Поскольку свежая и теплая кровь козла призвана была умиротворять богов, то, по представлениям живших тогда людей, только она могла укротить неодолимую силу алмаза.


Кристаллы алмаза в природе
Совершенные по форме алмазы с блестящими гранями встречаются чрезвычайно редко. Необработанные (сырые) алмазы чаще всего не привлекают внимания ни блеском, ни внешней формой. П.И. Пыляев, автор книги «Драгоценные камни», опубликованной в России в конце XIX в., писал: «Найдя у себя на столе такой кусочек, вы его брезгливо сбросите на пол». В большинстве случаев даже лучшие, прозрачные образцы алмаза в необработанном виде имеют матовую и шероховатую поверхность, покрытую коркой (рубашкой) постороннего вещества.
В природе алмаз встречается в виде отдельных кристаллов (монокристаллы), обломков кристаллов, поликристаллов — скоплений кристаллических зерен и многочисленных сросшихся кристаллов. Лишь небольшой процент их относится к ювелирным. Большинство кристаллов и кристаллических обломков из‐за мутности, наличия трещин, неравномерности окраски может использоваться только для технических целей. К техническим алмазам относятся карбонадо, баллас и борт.
…Старатель, работавший на алмазных месторождениях в Бразилии, промывал очередную пробу песка. Вместо блестящих кристалликов он обнаружил темные, отсвечивающие металлическим блеском камешки.
— Карбонадо! — с досадой воскликнул он. «Карбонадо» в переводе с испанского значит «черный камень». Оказалось, что карбонадо (это название так за ним и закрепилось) состоит из множества крепко сросшихся микроскопических зерен алмаза. Графит и другие включения придают ему черную или серую окраску. Позже было установлено, что сопротивление истиранию у карбонадо выше, чем у обычных кристаллов алмаза. Поэтому он получил широкое применение в технике, в частности для бурения в твердых породах.
Другая разновидность поликристаллов — балласы — представляет собой величиной с горошину прочные шарообразные образования из кристалликов алмазов. Цвет балласов варьируется от мутно‐белого до серо‐стального.
Бортом называют неправильные сростки алмазных кристалликов. К борту относят также все низкосортные алмазы, отличающиеся большим количеством дефектов. Во времена, когда преимущественный интерес представляли ювелирные алмазы, такие камни при сортировке обычно отодвигали к краю стола, к борту, чтобы не мешали. Отсюда и произошло их название.


Чем обрабатывают алмаз?

Если алмаз — наитвердейшее вещество, то из какого же материала делать инструмент для его обработки? Оказывается, еще в древности люди поняли, что алмаз можно обрабатывать только с помощью самого алмаза.
Вот фрагмент одного стихотворения в переводе с санскрита (древнеиндийского языка):
Фария не может царапать Никакой драгоценный камень,
Он царапает все камни. Фарий царапает Фария.

Способ обработки алмаза с помощью самого алмаза был известен в Индии примерно с IV в. В XIV в. искусством огранки алмазов овладели в Европе: Венеция, Париж, Антверпен и другие города.


Алмазная лихорадка
Происхождение алмаза долгое время оставалось одной из самых интригующих тайн. Но вот в 1871 г. на территории нынешней ЮАР были открыты коренные месторождения алмазов — кимберлитовые трубки.
Раньше были известны только так называемые россыпные месторождения, где алмазы встречались среди разрушенных пород — песков и почвенных отложений, отнесенных течением рек или ветром далеко за пределы областей их первоначального формирования.
Природа, разбрасывая то в одном, то в другом месте эти драгоценные камни, как бы заманивала человека, отвлекая от основных «складов». К россыпным месторождениям относились знаменитые индийские копи, известные с незапамятных времен и почти полностью истощившиеся к середине XVIII в.
Коренные месторождения алмазов, в отличие от россыпных,— это природные кладовые.
Представьте себе гигантскую трубчатую полость, имеющую форму конуса, слегка сужающегося по мере углубления, почти вертикально уходящую в глубь земли. Такая трубка (геологи называют ее диа‐тремой) на поверхности имеет диаметр от нескольких десятков до нескольких сотен метров. Диатрема заполнена разнообразной по окраске породой — кимберлитом.
Слово «кимберлит» происходит от названия города Кимберли, возле которого впервые была обнаружена эта порода. Обычно кимбер‐литовые трубки имеют глубину 1 км, а иногда и больше. Кимберлит состоит из оливина, красного граната — пиропа, хромдиопсида, слюды.
Обычно в южноафриканских кимберлитах, имеющих промышленное значение, в 10 тоннах породы содержится примерно 1 грамм алмазов. Если представить себе, что кимберлитовая трубка состоит из зерен одинаковой величины, то из 10 миллионов зерен только одно будет алмазным!
Считается, что большинство южноафриканских кимберлито‐вых трубок образовалось в меловом периоде, то есть от 110 до 140 миллионов лет назад. Интересно, что возраст «Премьера», самой большой кимберлитовой трубки Южной Африки, составляет 115 миллионов лет.
Открытие коренных месторождений алмазов позволило приподнять завесу над тайной происхождения этого камня, которую природа тщательно хранила на протяжении веков.
Изучив минералы, содержащиеся в кимберлитовых трубках, ученые пришли к выводу, что они вынесены из глубин Земли. Кристаллизация алмаза происходит в магме, находящейся в недрах Земли на глубине более 100 км. Что входит в состав магмы? Силикаты, некоторые металлы, углерод в виде углекислот, вода и другие соединения.
Высокое давление и высокая температура создали благоприятные условия для превращения углерода в алмаз. Под давлением скопившихся газов магма продвигалась по вертикальным трещинам в глубинных породах. Достигнув горизонтально залегающих осадочных пород, в которых вертикальные трещины отсутствовали, магма временно приостанавливалась и растекалась между осадочными породами.
В результате охлаждения магмы давление внутри очагов возрастало, что приводило к взрыву газов. Они пробивали в толще вышележащих пород вертикальные жерла, так называемые трубки взрыва. В этих трубках и застывала алмазоносная жила.
Легко догадаться, что открытие в Южной Африке коренных месторождений алмазов привлекло внимание не только ученых.
Первыми в эту алмазоносную область устремились любители легкой наживы.
Вот как историк того времени описывал создавшуюся ситуацию: «Моряки бежали с кораблей, солдаты покидали армию. Полицейские бросали оружие и выпускали заключенных. Купцы убегали со своих процветающих предприятий, а служащие — из своих контор. И все наперегонки бежали к берегам Вааль или Оранжевой».
Однако лишь немногим участникам этого тяжелого путешествия удалось достичь финиша.
«Тропа смерти» — такое название получила дорога через выжженную солнцем пустыню, ведущая на алмазные прииски. Она была усеяна костями быков, мулов и лошадей. Немало погибло здесь и изнуренных людей. Те счастливчики, которые достигли «земли обетованной», к великому своему разочарованию, убеждались в том, какую массу породы нужно проработать, прежде чем сверкнет желанный камень. А в те времена породу черпали ведрами из воловьих шкур емкостью в две лопаты.
Впрочем, промышленнику утруждать себя физической работой не приходилось. За два с половиной доллара в месяц он становился владельцем участка на прииске. «Черную работу делает черный». На дне гигантских воронок, задыхаясь в облаках пыли, трудились тысячи африканцев. Нередко отвесные стены обваливались, погребая под тоннами породы сотни обездоленных людей. Один раз в месяц, и то только после внимательного осмотра и даже очистки желудка, их отпускали на несколько часов в город. В 1880 г. крупные предприниматели, объединив свои участки, организовали акционерное общество «Де Бирс». Возглавил его сын ирландского священника Сесил Роде. Со временем «Де Бирс» превратилась в крупнейшего поставщика алмазов на мировом рынке. Сесил Роде стал самым богатым человеком. В среде промышленников он получает прозвище алмазного короля. Стремясь приумножить свои капиталы, он захватил богатую полезными ископаемыми громадную территорию в Южной Африке: по площади она вдвое превысила площадь Франции. Впоследствие эта территория получила и имя Сесила Родса — ее назвали Родезией.


Якутские алмазы
Первооткрывателем алмазов в России был 14-летний мальчик, сын крепостного крестьянина. В 1829 г., промывая золото на Кре‐стовоздвиженских приисках на Урале, он нашел камешек, поразивший его своей твердостью. К счастью, в то время здесь находился опытный минералог Г.Шмидт, который безошибочно определил: это алмаз. Позже здесь было обнаружено еще несколько кристалликов алмаза, но их хватило только на ожерелье для супруги владельца приисков.
Поиск алмазов на территории России начался после Великой Отечественной войны. В результате кропотливой работы, проделанной ученым В.С. Соболевым, было предположено, что наибольшие надежды при поиске алмазов следует возлагать на Западную Якутию. Эта территория составляет Сибирскую платформу, которая очень схожа с геологией алмазоносной области Южной Африки. Первые экспедиции по поиску алмазов были отправлены в край вечной мерзлоты, нехоженой тайги и непроходимых болот в 1947 г.
Одна кимберлитовая трубка может снабжать алмазами реки и их притоки на многие десятки и даже сотни километров. Чтобы определить, есть ли в ключе золото, достаточно промыть несколько небольших ковшей галечников. А чтобы найти алмаз, приходится промывать пробы речных отложений, каждая объемом в несколько кубических метров. Много тысяч километров пришлось прошагать геологам, преодолевая болота, буреломы, овраги, спасаясь от неотвязных туч комаров и мошкары.
Первая кимберлитовая трубка была обнаружена экспедицией Л.А. Попугаевой в 1954 г. Найти вторую кимберлитовую трубку помогла лиса, выбросившая из норы голубую землю. Эта трубка получила название «Мир». За 1955 и 1956 годы трубок было обнаружено несколько десятков. Заложенный в 1956 г. город Мирный стал столицей советского алмазоносного края.


Искусственные алмазы

О создании искусственных алмазов люди мечтали давно. Еще средневековые алхимики пытались делать алмазы, ничего не зная об их природе.
И позже немало кудесников убеждали людей в том, что овладели секретом изготовления алмазов. Достаточно вспомнить известного в XVIII в. Сен‐Жермена, упомянутого в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» в связи с тайной трех карт. Сен‐Жермен был не только картежником. Он славился «искусством» получать крупные алмазы из мелких путем сплавления.
После того как в начале XIX в. было установлено, что алмаз состоит из углерода, созданием искусственных алмазов занялись серьезные исследователи.
А когда в двадцатых годах прошлого века с помощью рентгеновских лучей появилась возможность «увидеть» атомные структуры алмаза и графита, стало ясно, что графит — наиболее перспективное сырье для изготовления алмазов.
Согласно энергетическим представлениям о строении кристалла, каждый атом в его решетке окружен определенным энергетическим барьером. Чтобы атом мог переместиться с одного места на другое, он должен преодолеть этот энергетический барьер, т. е. атом должен обладать достаточно высокой кинетической энергией. Обоснование физического процесса превращения графита в алмаз принадлежит выдающемуся советскому ученому О.И. Лейпунскому. Он установил, что для превращения графита в алмаз требуется высокая температура — около 2 000 К и высокое давление — около 60 000 атмосфер.
О.И. Лейпунский заложил теоретический фундамент, а американский физик, лауреат Нобелевской премии Перси Уильяме Бриджмен создал экспериментальные предпосылки для синтеза алмаза. Так называемая камера Бриджмена позволяла достичь давления до 400 000 атмосфер.
В марте 1955 г. американские ученые, работающие в фирме «Дженерал электрик», сообщили, что они синтезировали алмаз.


Алмаз‐труженник

Сегодня выпускается более 5000 типов алмазных инструментов, начиная от «карликов» размером в десятые доли миллиметра до «гигантов» величиной 5 метров. Содержание алмазов в этих инструментах колеблется от 0,1 до 2000 карат.
Трудностираемые опоры для часовых осей изготавливаются из рубина, сапфира, яшмы, агата. От них зависит точность хода часового механизма. Обработка часовых камней и сверление в них тончайших отверстий осуществляются с помощью алмазного инструмента.
Вот одна увлекательная история, связанная с алмазом. В начале второй половины XIX в. была предпринята исключительно дерзкая для того времени попытка — проложить железнодорожный туннель через Швейцарские Альпы. Изготовленные из высококачественной стали буры, вгрызаясь в неподатливую горную породу, ломались, словно сухие лучины. Шли недели, месяцы, а ощутимых результатов не было.
Георг Лешо проклинал тот день, когда он сменил свою спокойную профессию часовых дел мастера и согласился принять на себя руководство работами по бурению туннеля. Двумя резкими движениями он прошелся по оконному стеклу, словно ставя крест на своей работе. Но что это? На стекле появились две пересекающиеся борозды, оставленные надетым на его мизинец перстнем с бриллиантом. Озарение пришло мгновенно. Непобедимый камень сможет одолеть упрямую горную породу. С трудом пришлось убедить дирекцию приобрести 100 карат алмазов. Из них было изготовлено 10 алмазных буров.
В то время как стальные буры ломались каждые два часа, алмазные коронки устойчиво работали по двое суток и более. Наступила эра алмазного бурения. Ежегодный расход алмазов для бурения составляет десятки миллионов карат!
Совершенствуя алмазную буровую технику, человек проникает все глубже в недра Земли. В Советском Союзе впервые в мире стали бурить скважины на глубину свыше 10 км. И кто знает, может, царь камней приведет нас в свое подземное царство, где свершилось таинство его рождения, а это глубина100—300 км.
Еще в глубокой древности дробленый алмаз применялся для огранки и шлифовки драгоценных камней. Сегодня 1 карат синтетических алмазов способен отшлифовать 2,5 карат природных.
Было бы несправедливым не упомянуть об одном из самых давних способов использования алмазов — о резке стекла с помощью алмазного стеклореза. Кристаллом массой 1 карат можно разрезать столько стекла, что общая длина разреза превысит расстояние от Земли до Луны.


Подготовка к триумфу
Прежде чем удостоиться блистательного титула «бриллиант» и предстать перед нами во всем своем ослепительном великолепии, алмаз должен пройти ряд чудесных превращений, где чудо зависит и от чистоты камня, и от его массы, и от цвета. Но главное, что определяет качество, а соответственно и ювелирную стоимость бриллианта, это его игра. Поговорим о таинствах чудесных метаморфоз алмаза — о превращении его в бриллиант.
Алмаз обладает удивительным свойством. Луч света, попадая в кристалл, претерпевает у противоположной поверхности полное внутреннее отражение, а при обратном выходе разлагается на все цвета радуги. Этим и объясняется игра камня. Чтоб раскрыть эту игру наиболее полно, алмаз необходимо превратить в бриллиант, то есть правильно огранить.
Искусство огранки возникло в глубокой древности в Индии и других странах Востока, долгое время алмазы обрабатывались вручную. В 1456 г. в Голландии изобретен станок для огранки алмазов — вращающийся диск, заправленный алмазным порошком.
Современные технологические схемы включают в себя: разметку, раскалывание и распиловку, обдирку, огранку и полировку.
Мастер, работая над огранкой, должен приложить максимум времени и усилий, чтобы сохранить по возможности величину камня (потеря массы достигает иногда 50% и более). Например, алмаз «Империал», найденный в 1834 г., гранился год. Имеет значение точная ориентировка кристалла, в настоящее время для этой цели используются рентгеновские лучи.
Разметка
— это истинно самый судьбоносный момент в обработке бриллианта. Специалист‐разметчик должен обладать особым профессиональным чутьем и пространственным мышлением, чтобы определить форму и расположение будущих бриллиантов в кристалле алмаза. О разметчике можно по праву сказать, что у него «глаз — алмаз». Надо уметь точно определить плоскости спайности, чтобы трещины и другие дефекты приходились на плоскости раскола. В последнее время на помощь специалистам приходит система компьютерной разметки.
Раскалывание и распиловка
— наиболее ответственная операция. Одно неверное движение — и стоимость камня может уменьшиться в десятки раз.
Однажды известному мастеру ювелирного дела в Амстердаме принесли для обработки крупный ювелирный алмаз сложной формы. Стоимость камня была оценена в несколько миллионов долларов. До этого ни один из ювелиров не решался браться за столь ценный камень. Ювелир долго рассматривал камень и наконец принял решение взяться его огранить, но, к ркасу владельца, отдал на распиловку ученику. Позже он объяснил свой поступок так: «Я узнал истинную ценность этого уникального камня и боялся, что у меня дрогнет рука. А мальчик, мой ученик, был психологически более свободен и сделал все, как надо».
После обработки самого крупного в мире алмаза «Куллинан» получилось два больших («Куллинан I» — 530,2 карата и «Куллинан II» — 317,4 карата), а также 103 мелких бриллианта. Полная масса полученных бриллиантов равна 1063 карата, что составляет 30% первоначальной массы камня.
Раскалывание алмаза и сегодня производится вручную. Технология и используемые для нее инструменты практически не изменились с тех пор, как человек научился обрабатывать алмаз.
Существуют два типа распиловки алмазов — механическая и лазерная. В первом случае камень распиливается тончайшим латунным диском, вращающимся со скоростью 10 тысяч оборотов в минуту. Здесь важны предельная точность и осторожность, ведь при малейшей неосторожности алмаз может дать трещину и даже разрушиться.
Алмаз с внутренним напряжением или большим количеством включений, что повышает риск разрушения или увеличения числа дефектов, распиливают с помощью лазера.
Обдирка представляет собой обтачивание ребер камня. По сути, эта операция сходна с работой токаря, только не по дереву или металлу, а «по алмазу». Самый древний способ обдирки «алмаз алмазом».
Самая популярная форма огранки алмаза — бриллиант. До недавнего времени бриллиантами называли только алмазы, ограненные круглой, т. е. бриллиантовой, огранкой. И тем не менее, термин «бриллиант» прочно ассоциируется у людей с алмазом любой огранки, а не только круглой бриллиантовой. Поэтому было принято решение называть бриллиантом алмаз любой формы огранки.
Самые популярные формы огранки следующие:
— круглая, или бриллиантовая;
— овальная;
— «маркиз»;
— грушевидная, или панделок;
— «принцесса»;
— треугольная.
Современная, «полная», бриллиантовая огранка была разработана только в 1910 г. Позже, в 1939 г., пропорции огранки были уточнены, и она получила название «бриллиант точной огранки». Это форма огранки большинства современных бриллиантов.
Бриллиантовая огранка выполнена в виде двух усеченных пирамидок, сложенных своими основаниями. Верхняя пирамидка называется «коронка», нижняя — «павильон». Боковые грани расположены в виде ярусов (рядов). Форма огранки не случайна. Камень должен быть огранен так, чтобы большая часть вошедших в него лучей не прошла насквозь, а вернулась обратно, отразившись от его граней. От этого зависит блеск и игра камня, а следовательно, и его стоимость. В классической бриллиантовой огранке 56 граней, в крупных экземплярах число граней может быть увеличено до 240.
Данная форма огранки предусматривает:
— круглый рундист;
— 32 фасеты плюс площадка в верхней части (коронке);
— 24 фасеты в нижней части (павильоне).
В большинстве стран в качестве стандарта принят бриллиант точной огранки под названием «бриллиант огранки КР-57». Также стандартизована круглая форма огранки алмаза с 17 гранями — КР-17 (в основном, для очень мелких камней).
Пропорции бриллианта точной огранки на рисунке соответствуют российскому стандарту КР-57.
При соблюдении пропорций бриллианта точной огранки (КР-57) получается следующее соотношение массы камня и его размеров (масса камня в каратах, диаметр и общая высота — в миллиметрах) — см. таблицу.

Соотношение массы, диаметра и высоты для круглых бриллиантов
Масса 0,05 0,1 0,20 0,25 0,30 0,40 0,50 0,70 0,90 1,00 1,25 1,50 1,75 2,00 2,50 3,00
Диаметр 2,5 3,0 3,8 4,1 4,5 4,8 5,2 5,8 6,3 6,5 6,9 7,4 7,8 8,2 8,8 9,4
Высота 1,5 1,8 2,3 2,5 2,7 3,0 3,1 3,5 3,8 3,9 4,3 4,5 4,7 4,9 5,3 5,6


В большинстве европейских стран качество огранки бриллиантов оценивается по следующей шкале.
Очень хорошая (Very good) — превосходное сверкание, незначительные малочисленные наружные дефекты.
Хорошая (Good) — хорошее состояние, но имеются отдельные наружные дефекты.
Средняя (Medium) — сверкание понижено, более многочисленные и (или) более значительные дефекты.
Плохая (Poor) — сверкание существенно ухудшено, крупные и (или) многочисленные наружные дефекты.
В последние годы во всем мире появились бриллианты новейших типов огранок. Как правило, это камни с очень большим числом граней. Причина появления новых огранок все та же — стремление достигнуть как можно большей игры бриллианта.


Ювелирная стоимость алмазов

Среди драгоценных камней, таких как рубин, сапфир, изумруд, александрит, благородная шпинель, ювелирный алмаз по праву занимает первое место.
Мерой массы драгоценных каменей уже много веков служит карат, составляющий 0,2 грамма. Это масса одного семени рожкового дерева из семейства бобовых. Древние ювелиры и аптекари установили, что плоские твердые семена этого дерева удивительно похожи по массе, и использовали их для взвешивания.

Стоимость алмаза зависит от величины кристалла, цвета, прозрачности, наличия или отсутствия включений, дефектов, трещин. Совершенно прозрачные камни, без оттенков и мутных участков называют алмазами чистейшей воды. Различают камни первой, второй, третьей воды. Есть камни с нацветом. Цветовые оттенки снижают ценность алмаза, но природные экземпляры с редкой окраской (розово‐красной, синей) ценятся очень высоко.


Облагораживание бриллиантов

Для придания более высоких ювелирных достоинств бриллианты нередко облагораживают. Это касается, прежде всего, изменения цвета камня.
Основной, самый прогрессивный и самый трудно диагностируемый метод облагораживания алмазов — метод НРНТ (высокое давление, высокая температура). Его применяют для удаления на‐цвета (оттенка), а также для получения бриллиантов розового цвета.
Облучение часто используется для получения других цветов алмаза: синего, зеленого, коричневого, оранжевого, черного (очень темно‐зеленого) и желтого. Для этого используется два процесса: один — с применением электронов, другой— с использованием солей радия, нейтронов, протонов, альфачастиц. Некоторые розовые алмазы меняют цвет на коричневый и лиловый при облучении небольшой дозой. Но при солнечном свете или при слабом нагревании (например от электрического света) природный цвет таких алмазов восстанавливается.
Нагреванием бриллиантов, которые подверглись ранее облучению, получают желтый, желто‐коричневый, оранжевый, красный и красно‐лиловый цвета. Иногда встречаются радиоактивные образцы, окрашенные в присутствии солей радия. Даже если при нагревании пропадает зеленая окраска, радиоактивность все равно останется.
Для заполнения трещин в камнях применяют стекло.
Отличить природные алмазы от облагороженных возможно только в условиях лаборатории.


Имитации бриллианта и синтетика

Синтетических алмазов на рынке немного, поскольку производство камней чистой воды стоит очень дорого.
С конца 1999 г. в США начато промышленное производство синтетических ювелирных алмазов прекрасного качества весом до 1 карата. Процесс создания кристаллов длится всего 2—5 дней. Отличить синтетический алмаз от природного могут только опытные специалисты с помощью мощного микроскопа.
В России также шроизводдт синтетические алмазы ювелирного качества — при 50—60 тысячах атмосфер и температуре около 800 «С. Получают около 6 карат синтетических алмазов ювелирного качества в сутки, или 2—5 тысяч карат в год. Обычно размер выращенных кристаллов не превышает 3—6 карат при цене от 150—200 долларов за карат.
Цена бриллиантов, ограненных из этих синтетических алмазов, составляет около 10% стоимости природных камней.
Выращенные алмазы обычно подвергают облагораживанию для получения фантазийных цветов. Используется облучение потоком быстрых электронов при высокой температуре с последующим отжигом в вакууме. При температуре 1200 °С получаются голубые синтетические алмазы, при 2000 °С — зеленые, при 1900 °С — желтые, при 1800 °С — розовые.
Фианит, или джевалит, или CZ,— кубическая окись циркония (СгО) — одна из самых эффектных имитаций алмаза. Часто его называют цирконием или цирконом. Но ни с металлом цирконием, ни с природным минералом цирконом фианит не имеет ничего общего. Фианит — твердый (8,5), очень тяжелый, прозрачный, бесцветный, обладающий сильной дисперсией (больше, чем у алмаза) камень, по внешнему виду очень напоминающий алмаз.
Муассанит в природе встречается в виде микровключений, видимых только в микроскоп. Интерес представляет только синтетический муассанит, который успешно синтезируется в ряде стран, в том числе и в России. Часто имеет характерный зеленоватый и серовато‐зеленоватый нацвет, что является дополнительным признаком его идентификации.
ИАГ — иттерий‐алюминиевый гранат — твердый (8,0—8,5), прозрачный, бесцветный, обладающий большой дисперсией, по внешнему виду очень напоминает алмаз.
ГГГ — гадолиний‐галлиевый гранат — более высокие, чем у ИАГ, показатель преломления и дисперсия могли бы придать ему еще большее сходство с алмазом, если бы не часто встречающийся коричневый оттенок.
Фабулит — титанат стронция. Почти бесцветен и имеет такой же показатель преломления, как у алмаза. Но низкая твердость (5,0—6,0) придает его полированной поверхности некоторую маслянистость. К тому же большая, чем у алмаза, дисперсия придает фабулиту «пересыщенный» цветами вид. На его поверхности часто видны мелкие дефекты, похожие по очертаниям на сороконожку.
Рутил синтетический имеет даже более высокое двупреломление, чем алмаз, и самую высокую для ювелирных камней дисперсию, из‐за чего исключительно яркая игра цвета и света делает его мало похожим на алмаз. В отличие от алмаза, рутил мягкий (6,0—6,5). Синтетическии рутил всегда имеет желтоватый оттенок, а его поверхность отличается жирным блеском, в то время как грани алмаза выглядят твердыми и чистыми.
Синтетические бесцветные сапфир и шпинель можно принять за алмаз только в виде очень мелких бриллиантов в украшении.
Существуют и другие синтетические материалы, с помощью которых имитируют алмаз, например ниобат литиялинобат. Но встречается он редко.
Природных камней, близких бесцветному алмазу по внешнему виду, немного, так как в природе мало бесцветных камней, обладающих такой игрой цвета и света.
Циркон — единственный распространенный бесцветный природный камень, имеющий игру цвета и света, благодаря чему его можно спутать с алмазом. У циркона такая же, как у алмаза, дисперсия, но твердость ниже (6,0— 7,5). Эксперты узнают циркон по раздвоению задних граней из‐за сильного двупреломления камня, чего не может быть в алмазе.
Шеелит иногда встречается в виде прозрачных бесцветных обломков. Хорошая огранка придает этим камням привлекательный вид и делает их очень похожими на алмаз. Шеелит имеет низкую твердость (4,5—5,0) и встречается слишком редко, чтобы его можно было использовать для массового производства ювелирных изделий.
Сфалерит может встречаться в виде прозрачных светло‐желтых кристаллов, которые после хорошей огранки очень похожи на окрашенные алмазы. Но совершенная спайность в шести направлениях затрудня&