Опал

То, что опал с древности вызывал глубочайшее восхищение, видно из описания, сделанного Плинием Старшим: «Из всех драгоценных камней именно опал вызывает наибольшие трудности при описании. Для него свойственна острая игра света карбункула, фиолетовый отблеск аметиста, аквамариновые тона изумруда — смешанные все вместе и сияющие с неописуемой яркостью».
Лучший знаток драгоценных камней Европы XVII в. придворный врач богемского император, а Рудольфа II Ансельм Боэций де Боот среди описанных им 60 самоцветов ставил опал на первое место по красоте. Римляне за невероятную красоту называли его «ребенок красивый, как любовь».
Многие авторы древности приводят рассказ о римском сенаторе Нониусе, который отказался от родины, богатства и предпочел ссылку, но не отдал римскому полководцу Марку Антонию свой перстень с опалом величиной с лесной орех. Этот опал неописуемой красоты полководец хотел подарить египетской царице Клеопатре. Камень был оценен в 2,5 млн сестерциев. Воистину, это, должно быть, был очень красивый камень, если Марк Антоний признал его достойным своей любви к Клеопатре. И воистину велика была вера Нониуса в могущественные свойства опала, если он подверг себя тяжелейшим испытаниям, голоду, скитаниям, но с камнем не расстался.


Разновидности опалов

И сегодня многие любители драгоценных камней скажут, что опал — самый красивый самоцвет в природе.
Австралийский ученый Франк Леехман насчитал 134 разновидности опала. Название «благородный опал» применяется для ювелирного опала, обладающего игрой цветов.
Черный опал — самая дорогая разновидность опала, что определяется его редкостью и исключительной красотой игры иризирующих цветов на темно‐сером или черном фоне. Черными опалами считаются также темно‐голубые, темно‐зеленые и темно‐коричневые с интенсивной игрой красок.
Огненный опалгиацинтово‐красный, янтарный, медово‐желтый.
Джиразольголубовато‐белый с желто‐золотистыми и красноватыми отблесками на бледно‐молочном фоне.
Гиалит — бесцветный, как стекло.
Гидрофан — «водяной» опал, «око мира» — молочно‐белый, мутный в сухом состоянии и совершенно прозрачный в воде.
Опал обыкновенный — молочный, восковый, непрозрачный до полупросвечивающего.
Празопал, или азул‐опал,— опал зеленого цвета.
Смоляной опал — матово‐черный со смолистым блеском.
Кахолонгголубовато‐белый фарфоровидный, пористый и прилипающий к языку неблагородный опал, высоко ценится на Востоке.
Примерный состав опала — SiO, с переменным содержанием воды. Количество воды варьирует от 5—10% и выше и позволяет определить температуру кристаллизации материнской породы на время образования опала
Опал никогда не образует кристаллов. В природе он встречается в виде почковидных образований, сталактитов, желваков, выделений неправильной формы. Часто опал развивается по дереву, раковинам, костям.
Красиво выглядят «опаловые матрицы» — вкрапления благородного опала в темную породу.
Природа уникальной цветовой игры опала до конца не выяснена. Опал представляет собой скрыто‐кристаллическое вещество — твердый гидрогель кремнезема. Было высказано предположение, что причиной игры — опалесценции — может быть наличие в опале пузырьков воды и воздуха, которые появились в процессе обезвоживания еще мягкого опалового геля при переходе в стадию окаменения. Это касается в первую очередь благородного опала, который содержит много участков с упорядоченными сферами. Эти сферы отражают свет с разными длинами волн, что обуславливает эффект иризации внутри камня. Каждая упаковка отражает свет со своей длиной волны и обеспечивает свой цвет и интенсивность, в зависимости от угла наблюдения.


Самые крупные опалы

Самый крупный в мире белый опал был найден в 1989 г. в Австралии. Его масса 20350 карат. Необыкновенный по своей красоте и качеству, он стал достоянием австралийской добычи камней и получил название «Юпитер-5». Сейчас он находится в частной коллекции.
Самый большой черный опал был найден также в Австралии в 1972 г. в Новом Южном Уэльсе. Масса его составила 1520 карат. Камень получил название «Властительница Глегари». Он также находится в частных руках.
Когда Елизавета II посещала Австралию в 1954 г., власти Южной Австралии преподнесли ей в подарок изумительное ожерелье, украшенное огромным опалом весом в 203 карата. Этот опал был найден в месторождениях хребта Андамука
Большая коллекция опалов (черных, белых, огненных и др.) находится в Смитсоновском институте в США. Среди них — необработанный благородный опал из Невады (США) массой 533 г, а также прекрасные камни барочной огранки из Австралии (318,4 карат), США (354,1 карат) и Мексики.
Самым известным в мире является опал под названием «Девоншир», собственность герцога Девонширского. Этот камень весит около 100 карат, имеет выпуклую овальную форму и обладает прекрасной игрой, в которой сочетаются до двадцати цветов и оттенков.


Месторождения

Опал встречается в различных местах и в большом количестве, но лишь незначительная его часть может использоваться в качестве ювелирного материала.
Промышленные месторождения благородных опалов известны в Чехии, Словакии, Мексике, Гондурасе, Бразилии, Индонезии, Турции, Германии, США и других странах. Есть опалы, в России — в Забайкалье и в Украине — в Карпатах.
Древнейшие копи, которые до сравнительно недавнего времени были единственным крупным месторождением опала, расположены, в районе Червенцы в Чехословакии (раньше этот район входил в состав Венгрии, отчего минерал называли «венгерским опалом»). Вероятно, все опалы, известные древним римлянам., происходили из этого района.
Но уникальными считаются месторождения Австралии, дающие 80—95% мировой добычи ювелирных опалов. Открыты они в конце XIX в. Охотник, выслеживая раненого кенгуру, подобрал красиво окрашенный опал. Гели бы не эта находка, богатые скопления опала могли бы еще долго оставаться неизвестными: они расположены в безводном и труднодоступном районе. В Новом Южном Уэльсе добывают благородные черные, серые и молочные опалы. Округ Кубер‐Педи, что на языке туземцев означает «белый человек в яме», а также округ Андамука Стейшн дают 90% мировой добычи молочных опалов.
Месторождения огненного опала известны в Мексике, Бразилии, Гондурасе, США, Казахстане.
На одном из рудников Австралии в 1909 году обнаружен скелет пресмыкающегося, напоминающий одновременно змею и ящерицу длиной около 20 см, который полностью состоял из опалов. Все части скелета превратились в опаловые камни, причем скелет полностью сохранил свою форму.
Опализированное дерево прекрасных образцов до сих пор добывают на различных месторождениях Запада США.


Опал в культурах народов мира

Для народов Востока опал был предметом культа, воплощением духа истины. Они верили, что опалы родом с неба, откуда падают на землю вместе с молниями, которым они обязаны своей красотой.
Саркофаг знаменитого Тутанхамона украшают огненные опалы. В Древнем Египте опал считали даром бога Сета, повелителя песчаных бурь. Его волосы были такого же огненного цвета, как и огненные опалы. Египтяне очень трепетно относились к этому камню, так как боялись разгневать покровителя пустыни и огня.
В Древнем Риме воины украшали свое оружие перед битвой опалами, так как считалось, что это приносит победу в бою, удачу и помогает оставаться невредимым.
Греки считали, что опал придает людям силу ясновидения.
Во времена Александра Македонского опалу приписывались всякие полезные свойства: считалось, что он успокаивает нервы, охраняет от меланхолии и инфекционных заболеваний, предупреждает обморок, удерживает от низменных страстей.


Опальный камень

У опала странная судьба. Если говорить о нем так, как говорят о человеке, можно было бы сказать: он знал взлеты и падения.
Опал очень дорогой камень, но так было не всегда. Цена на него зависела от моды, а мода — от суеверий.
В эпоху инквизиции он был провозглашен камнем воров, поскольку считали, что своим таинственным мерцанием камень способен гипнотизировать жертву грабителя так, что ограбленный добровольно отдавал свое имущество.
В Италии отношение к опалу было еще хуже. Ему приписывали способность вызывать эпидемии чумы. Считалось, что с помощью опала можно вызвать демонов, которые насылают на людей различные эпидемии. Людей, которые носили в то время опалы, называли колдунами и ведьмами и всячески преследовали.
В XVII в. огромный опал в золотой оправе, добытый в Мексике, попал в сокровищницу испанских королей. И с тех пор, как утверждает предание, на королевский дом посыпались несчастья: скоропостижно скончался наследник престола, затем испанская флотилия, груженная золотом, утонула в шторм.
Поистине роковым стало для опала время начала XIX в., когда спрос на него резко упал. Это произошло из‐за нашумевшего романа Вальтера Скотта «Анна из Гайерштайна», в котором автор связал человеческие судьбы с таинственным поведением опалов. Героиня романа леди Гермион украшает прическу ослепительным опалом. Камень вспыхивает, когда хозяйка весела; сверкает кровавым цветом, когда она сердится; зеленеет, когда леди гуляет в парке. Но когда на камень попадают несколько капель святой воды, он тускнеет, гаснет. Упавшую в обморок леди относят в спальню, а наутро на постели, в кучке пепла находят мрачно сияющий опал.
Опалам приписывали дьявольскую силу, литературный вымысел стали принимать за реальность. Многие ценные экземпляры тогда были уничтожены. Считалось, что камень содержит в себе внутренний яд, от которого сам же и погибает. Влиянием опала объяснялись самоубийства, преступления, банкротства, разводы. Эти легенды побудили английского короля Эдуарда VII заменить в своей короне опалы на рубины.
Во время ссылки Наполеона Бонапарта бесследно исчез знаменитый опал «Горящая Троя», который принадлежал Жозефине. По преданию, он растворился в воздухе, уничтожив себя. Как бы там ни было, но камень действительно исчез после ссылки опального императора. Из‐за этих слухов многие ювелирные дома Вены потеряли своих покупателей, и в гневе ювелиры попросту стали выбрасывать опалы в воды Дуная, так как считали, что, оказавшись в родной стихии, камень успокаивается и его злость на людей утихает.
Доброе имя опалу было возвращено благодаря королеве Англии Виктории. Имея в Австралии опаловые копи, она сама носила опаловые украшения и дарила их к свадьбе дочерям. Полюбила опалы и королева Елизавета II, особенно после посещения ею Австралии в 1954 г., когда местное правительство подарило ей ожерелье с огромным опалом.


Роковые опалы Калигулы

В истории можно найти немало примеров, связанных с необычными свойствами опалов. Вот один из них.
Очень любил опалы император Калигула, еще в детстве их таинственное мерцание завораживало будущего императора. И даже став взрослым и возлюбив золото, Калигула остался верен демоническому камню. Сидя в своих покоях, он часами мог любоваться игрой цветов в этом красивейшем из камней. По мнению историков, именно благодаря опалам Калигула вошел в мировую историю как один из самых жестоких и кровожадных правителей.
Будучи еще совсем молодым, Калигула изнасиловал свою младшую сестру Друзиллу, после чего бедная девушка, не выдержав страшного позора, покончила с собой.
На свои многочисленные пиры Калигула приглашал многих знатных особ с супругами. Во время пиршества он уводил из зала понравившуюся чужую жену, а по возвращении во всеуслышание, так, чтобы слышал и муж несчастной женщины, критиковал или хвалил ее недостатки и достоинства.
Калигула испытывал огромное наслаждение, присутствуя при пытках и казнях. Он собственноручно перепиливал осужденных пополам тупой пилой, собственноручно выкалывал им глаза, собственноручно отрезал женщинам груди. Он требовал, чтобы при палочной казни применялись не слишком сильные, но частые удары, повторяя свой печально знаменитый приказ: «Бей, чтоб он чувствовал, что умирает!»
Как известно, обладать опалами может только человек с чистыми помыслами и со светлой душой. Калигула же отличался жестокостью, лживостью, завистливостью и имел слабость к плотским утехам. Интересен тот факт, что за неделю до убийства своего владельца любимый опал императора потемнел, потускнел и треснул по всей огранке.


С точки зрения ювелиров

Опалы делятся на благородные (опалесцирующие) и неблагородные (без опалесценции).
В ювелирном деле используются в основном так называемые благородные опалы с радужной игрой цвета, с опалесценцией:
черный опал с серой или черной основой;
опал белый с белой основой;
арлекин — с бесцветной, водянистой основой;
огненный опал с оранжево‐красной, медово‐желтой основой.
Огненный опал несколько выпадает из этого списка: обычно не опалесцирует, но иногда бывает с огненными отблесками, с иризацией. Огненный опал широко используется в ювелирном деле: обрабатывается в виде кабошонов и гранится. Все благородные опалы обычно обрабатываются в виде кабошонов. Украшения с опалом выглядят эффектно только тогда, когда они изготовлены из высококачественного материала. Посредственный образец может быть достаточно красивым, когда его рассматривают при ярком свете, но в украшении он может «потеряться».


Стоимость опалов

Для благородных опалов существует практическое правило: если игра цветов ясно видна с расстояния 60—90 см при обычном свете, то опал имеет отличное качество.
Если же и при хорошем освещении необходимо всматриваться в образец, чтобы увидеть игру цветов, то такой материал ничего не стоит и никакое искусство обработки не превратит его в хороший ювелирный камень.
Несколько слов о стоимости опалов. Учитывая его уникальность среди других самоцветов и неповторимость каждого камня в отдельности, эксперты считают, что в случае с опалом его оценка — это чаще всего больше фантазия, чем реальность. Что имеется в виду? В учебном пособии «Коммерческая геммология» Ю.Г. Цветкова приводится такой пример.
Несколько лет тому назад ведущий американский ювелирный журнал провел необычный эксперимент. Кольцо с опалом было представлено на оценку по очереди в несколько солидных ювелирных фирм. Минимальная оценка опала составила 200 долларов, максимальная — 5500 долларов. То есть разница в оценке составила 27,5 раза!
И ничего удивительного в этом нет. Как известно, оценка ювелирных камней основывается на принципе 4С: цвет, чистота, обработка, масса. А какие критерии оценки могут быть использованы при проявлении феноменов камней, в частности опалесценции? Здесь все определяют пристрастия живого человека — эксперта. Особенно это касается коллекционных камней, среди которых любой благородный опал можно назвать уникальным.


Опалы подлинные, облагороженные и их имитации

Еще во времена Плиния было известно, что игру опала можно улучшать, нагревая его, а затем быстро охлаждая, в результате чего он покрывается трещинками. Поскольку эти трещинки заполнены воздухом, а не твердым материалом, нетрудно догадаться, что такие имитации имеют посредственный вид.
Так как опал — очень пористый материал, то широко применяются различные методы окрашивания опалов. Путем окрашивания можно получить черный, глубокий темно‐синий цвет, дымчатую окраску.
Нередко встречаются имитации черного опала, получаемые путем пропитки низкокачественного опала раствором сахара с дальнейшей обработкой серной кислотой.
Иногда игру опала улучшают пропитыванием опалов плохого качества бесцветными материалами. Для этого используют несколько видов масел, восков и глицерина. Также они помогают скрыть трещины и неровности на поверхности опала. Но при носке такого камня масло может высохнуть или медленно вытечь. То же происходит и с глицерином.
Для улучшения игры света в опалах используют отражающую свет фольгу, перламутр. Также для покрытия задней части кабошонов используют черную краску, которая поглощает свет.
Так как благородный опал часто встречается в виде тонких пленок, то достаточно широко распространены комбинированные камни — дублеты и триплеты.
В дублетах пленка опала искусственно скрепляется какой‐нибудь подложкой: черным стеклом, низкокачественным опалом, черным ониксом, черным обсидианом или черной пастой. Дублеты могут быть так же прекрасны, как и сплошные черные опалы, но, естественно, они значительно дешевле. С целью маскировки такие камни часто крепятся в глухую оправу, закрывающую место склейки опала с подложкой. «Предупреждающий знак» дублета — совершенно плоская или лишь слегка искривленная верхняя поверхность камня.
Триплеты могут состоять из кварцевого или стеклянного верха, тонкой опаловой середины и нижней части из черного стекла, оникса и т. д. Верхняя пленка из кабошона горного хрусталя предохраняет опал от повреждении, но изменяет его блеск и иризацию. В таком случае достаточно рассмотреть камень с помощью лупы, чтобы увидеть места склейки.
В последние десятилетия на рынок попадает немалое количество и синтетических опалов. Они очень красивы, похожи на природные, и специалистам, кроме диагностических приборов, нередко требуется большое искусство и опыт, чтобы отличить их от природных. Синтетический опал в сотни раз дешевле природного, не считая тех случаев, когда его выдают за природный.


Как хранить опалы

Опалы требуют осторожного обращения. Они хрупки, имеют сравнительно низкую твердость (5—6) и легко повреждаются. Поэтому они больше подходят для брошей и кулонов, чем для колец, где камень ежедневно подвергается опасности быть расколотым или поцарапанным.
Многие опалы способны абсорбировать некоторые жидкости, поэтому их внешний вид можно испортить, если погрузить их в грязную воду, чернила или другую окрашенную жидкость.
Кроме того, безвозвратно испортить опалы может их чрезмерное нагревание. Опалы, имея в своем составе воду, действительно не любят сухости, «теряют воду» при старении, что может вызывать растрескивание поверхности камня и даже его полное разрушение. Поэтому для того, чтобы дольше сохранить опалы, их нужно время от времени погружать в чистую воду. В последнее время научились «реанимировать опалы», утратившие игру света, в камерах высокого давления.


Магия опалов

Свойства камня так же противоречивы и переменчивы, как и его окраска. Даже одного и того же человека он может удерживать от низменных страстей и прихотей, а может и толкать на путь запретных удовольствий. Считается камнем обманчивых надежд. Поддерживает природные способности своего владельца, как созидательные, так и разрушительные.
Боэций де Боот писал: «В опале есть невероятная смесь цветов и игры света, он успокаивает нервы, помогает при болезни сердца, действует против меланхолии, грусти, обмороков, сохраняет от подлых страстей и раздражения, возвращает остроту зрения и блеск глазам».
В качестве талисмана обеспечивает успех в делах, но лишь в том случае, если его носит порядочный благородный человек, в котором нет жадности. Не рекомендуется носить опал людям с неустойчивым характером. У злобных людей он рождает подозрения.
Белый опал помогает тем, кто посвятил себя помощи больным и душевнобольным людям. Также эта разновидность опала способна поддерживать в людях художественные и артистические способности. Рекомендуется писателям, художникам, артистам.
Энергетически опал очень трудно уживается со всеми знаками Зодиака. Без особого риска его могут носить люди, рожденные под знаком Весов,— в большинстве гороскопических таблиц это их камень.
Считается также, что камень помогает слабым, неуверенным в себе людям.
Для сильных же, склонных к постоянному действию личностей он может стать опасным врагом, порождает кошмары, боязнь темноты, вызывает необоснованные подозрения и скандалы.
Черный опал располагает к занятиям черной магией, его еще называют первым камнем сатаны. Он способствует медиумической связи с самыми низшими демонами, которые чаще других вмешиваются в жизнь людей.
Черный опал носит славу дьявольского камня‐искусителя. По поверьям, дьявол заключает в опал души злых и корыстных людей и выпускает их только в том случае, когда нужно воплотить в жизнь какие‐нибудь страшные дьявольские замыслы. Какое‐то время камень оберегает своего владельца от расплаты за прегрешения, если тот сознательно идет по пути зла.
Но на Востоке черный опал всегда считался исключительно счастливым камнем, исцеляющим всевозможные хронические заболевания. В этих целях опалы носили на указательном пальце правой руки и обязательно в золотой оправе.
Опалы светлых оттенков восточные ясновидцы использовали в целях предсказания будущего и чтобы иметь возможность видеть и толковать сны.
Некоторые астроминералоги рекомендуют носить опал только на среднем пальце и ни никаком другом. Причем, в силу того, что этот камень обманчив, желательно в течение дня надевать кольцо со среднего пальца одной руки на средний палец другой руки. Нежелательно носить украшения с опалом постоянно, не снимая. Какими бы прекрасными ни были эти камни на прилавках магазинов, нужно хорошо подумать, прежде чем их приобретать. Они работают положительно только в руках предельно гармоничного, целостного человека.
По мнению оккультистов, опал — это, пожалуй, единственный минерал, который опасно передавать по наследству или дарить, если вы не хотите нажить себе врагов, поскольку он может рождать враждебные чувства к дарителю. Влияние подаренного опала продолжается только одно поколение, поэтому его можно подарить дочери для ее детей.